Медицинский
маркетинг

Многие врачи, решившие открыть собственную клинику, должны понимать, что с этого момента они становятся скорее предпринимателями, чем специалистами. Чтобы достигнуть успеха и сделать новоиспеченное предприятие прибыльным, его руководителю просто необходимо иметь представление о том, как работает этот рынок.

Любой вид бизнеса всегда имеет целый ряд отличий, требующих от человека специфических знаний и соответствующего опыта. Коммерческая медицина в данном случае не является исключением. Главной особенностью этого бизнеса является то, что основную работу здесь проводят с людьми. Однако в то же время от сферы услуг медицина отличается повышенными рисками и ответственностью персонала, так как на кону, как правило, стоит здоровье или даже жизнь клиента.

Основой любого маркетинга служит услуга, а именно в нашем случае – сервис. Без быстрого и качественного обслуживания клиента никакое продвижение не сможет помочь вашей клинике выбиться в лидеры рынка. Очень важно не только вылечить пациента, но и сделать это так, чтобы впоследствии он вернулся именно в вашу клинику, а не обратился к конкурентам.
Переходя непосредственно к маркетингу...
Маркетинг – это комплексная деятельность, направленная на организацию продаж различных товаров и услуг. Начинать этот процесс можно и даже нужно еще до того, как вы открыли собственный бизнес. Первым шагом должен стать маркетинговое исследование, благодаря которому вы сможете понять в каких именно товарах и услугах, связанных с медициной, нуждаются потенциальные клиенты.

Пройдя через этот этап, вам следует побольше узнать об особенностях и специфике продвижения и организации медицинских услуг. Основными отличительными чертами данного рынка являются:

  • Значительное присутствие государства в этой сфере. Во-первых, это законы, административные и бюрократические издержки, вроде лицензирования, которых нет во многих других видах бизнеса. Во-вторых, это, конечно же, государственные медицинские организации, пользующиеся большим спросом у населения за счет низкой стоимости услуг;
  • Особое отношение к клиенту. Наиболее сложным в предоставлении медицинских услуг будет балансирование между обеспечением безопасности, удобством и скоростью обслуживания. В идеале хороший центр должен не только предоставлять услуги с соблюдением всех необходимых стандартов и законов, но и сделать это, причиняя клиенту как можно меньше дискомфорта;
  • В ценности самой услуги, как решении проблемы клиента. Поэтому в стоимость услуги закладываются все необходимые показатели: время, расходы и учет уровня спроса и предложения на конкретную услугу;
  • Важность отзывов и так называемой обратной связи от потребителей. Именно в этой сфере перед тем, как воспользоваться услугами той или иной медицинской организации, потенциальный клиент будет проверять, что пишут о ней в интернете. Негативные и токсичные комментарии могут нанести серьезный удар по репутации и, как следствие, продажам вашего предприятия.
  • Так как даже простая консультация или анализы требуют личного присутствия клиента, тот будет выбирать самый близлежащий центр к его месту жительства. Поэтому важно не только разместить центр в шаговой доступности от метро или автобусной остановки, но и обеспечить должный рекламный трафик по месту нахождения вашей фирмы.
  • Ключевая роль лечащего специалиста, от репутации которого зависит имидж всей вашей клиники. Он должен быть не только отличным врачом, но и уметь взаимодействовать с коллективом и работать на общий результат. Это звучит очевидно, однако далеко не все специалисты умеют работать в команде.
  • Как правило медицинские услуги имеют пассивный характер спроса. Иначе говоря, пока клиент не почувствует реальной необходимости в ваших услугах и товарах, он не обратиться в ваш центр. Из этого следует, что вам не имеет смысла тратить значительные ресурсы и время на то, чтобы искусственно повысить спрос на ваши продукты.
Маркетинговая стратегия: как ее разработать?
Первым этапом станет сбор информации о деятельности конкурентов, которые уже вышли на рынок. Такое исследование поможет вам не только учесть их опыт, но и понять, чем вы можете от них отличаться.

Обратная сторона вопроса заключается уже в анализе потребителей. В чем сейчас в большей степени нуждается население? Сколько денег они готовы заплатить за ваши товары или услуги? Как сделать так, чтобы они платили больше?

Основной источник информации для вас – это конечно же интернет. И все же эффективное исследование рынка - очень сложная и кропотливая работа, требующая определенного уровня знаний и личного опыта. Очень часто для проведения подобных мероприятий многие фирмы прибегают к консалтинговым компаниям. Медицинский консалтинг является относительно новым направлением, появившийся в связи с тем, что очень много врачей и других специалистов из области медицины не обладают достаточным пониманием ведения собственного бизнеса.

Аутсорсинговые компании могут стать прекрасным решением, если у вас нет собственного штата маркетологов, а сами вы не имеете возможности заниматься вопросами, связанными с продвижением.

Однако даже если вы простой врач, который раньше не занимался собственным бизнесом, то это не значит, что вы должны обходить стороной любые вопросы, связанные с продвижением вашего центра. Есть целый ряд относительно простых действий, которые позволят вам иметь более глубокое и системное понимание ситуации на рынке, а именно:

  • Мониторинг отзывов на специализированных форумах и социальных сетях;
  • Просмотр сайтов конкурентов или страниц специалистов;
  • Разговор с врачами, работающими в коммерческой медицине;
  • Чтение отраслевых и узкопрофильных СМИ поможет вам держать руку на пульсе и быть в курсе основных тенденций современной медицины.
В зависимости от вашей целевой аудитории и их потребности, вы можете благополучно начать разработку маркетинговой стратегии. Сама по себе, она может иметь несколько направлений:

Первое направление – это улучшение продаваемых вами товаров или услуг, а также дальнейшая их адаптация, в зависимости от отзывов и предпочтений клиентов.

Второе направление – создание и наращивание информационного шума вокруг вашего медицинского центра. Это может быть не только стандартная контекстная реклама, но и аренда информационных стендов, публикации в различных СМИ, активность в социальных сетях, создание собственного сайта и многое другое.

Третьим и довольно сложным направлением станет разработка собственного уникального продукта, которого еще нет на рынке. Речь идет не только о создании нового медицинского аппарата, но и о составлении и компиляции уникального пакета услуг. Предложив потребителю всеобъемлющий объем услуг за одно посещение, вы имеете все шансы улучшить свою репутацию и подчеркнуть свою исключительность на этом рынке.

На последнем направлении стоит остановиться немного поподробнее. Многие медицинские предприятия, существующие на рынке уже относительно долгое время, как правило, дорастают до определенного уровня, после которого происходит значительное замедление роста. Это связано со многими факторами, среди которых, например, может быть местоположение или ограниченный набор товаров и услуг.